Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





27.4.2024
На сайте размещена биографическая страничка пианистки, педагога Галины Дмитриевны Павловой-Сильванской, учившейся в нашей школе в 1929-1937 гг.
23.4.2024
Дорогие друзья и коллеги! В сборнике материалов конференции "Право на имя. 2023 г." опубликована статья о бывшем ученике гимназии К.Мая архитекторе А.А.Бруни: М.Т. Валиев. Академик архитектуры Александр Александрович Бруни (1860-1911) // Право на имя. Биографика 20 века. СПб.: Фонд Иофе, 2024. C. 3-13.
15.4.2024
На сайте размещена неординарная биографическая страничка Александра Николаевича Муратова, учившегося в гимназии К.Мая в 1901-1902 гг.
9.4.2024
На сайте размещены биографические странички братьев Вычегжаниных: художника Петра Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1918-1924 гг. и участника Великой Отечественной войны Георгия Владимировича Вычегжанина, учившегося в нашей школе в 1917-1924 гг.




Подервянский Павел Павлович


Павел Павлович Подервянский

25.03.1931 – 08.03.2018 

режиссёр, актёр, педагог

композитор, поэт

основатель и руководитель
Театра Драматических Импровизаций

учился в нашей школе
в 1944–1949 гг. 

Фото http://m.kino-teatr.ru/teatr/activist/353547/bio/ (Фото А. Горелика)

Павел Павлович Подервянский родился 25 марта 1931 г. в Ленинграде. Его родители, Павел Павлович Подервянский и Нина Божидаровна Попова (1902-1973) познакомились во время учёбы на факультете общественных наук Ленинградского университета. Наличие семьи у отца - жены и двух детей, не помешало появлению на свет Павла. Отец признал новорожденного, дал ему свою фамилию, но увидеть не успел, т.к. в конце 1931 года погиб в железнодорожной катастрофе. Дед по линии матери, болгарин Божидар Попов, служил земским врачом, умер от чахотки, когда ему было всего 33 года. Нине, старшей из трёх его детей, было в это время четыре года. Она и её сестра воспитывались в пансионе князя Всеволожского, а их брат - в кадетском корпусе. Бабушка Павла по линии матери, Вильгельмина, урождённая Зильбернагель, умерла в 1916 году от тифа. Прабабушка будущего режиссёра, шведская баронесса Ольга Леонтина Зильбернагель, вышла замуж за немца с еврейскими корнями из Эльзаса, после октябрьского переворота была сослана в Екатеринбург, где вскоре умерла.
Мальчик воспитывался матерью в огромной десятикомнатной квартире в доме №16 на 15 линии Васильевского острова г.Ленинграда, посещал детский садик на 16 линии, почти напротив его будущей школы. Позже посещал музыкальный кружок в доме пионеров на Большом проспекте, где учился игре на аккордеоне. В начале войны мальчика эвакуировали на Урал, где в г.Сатка, во время учёбы в четвёртом классе, он записался в театральный кружок, занятия в котором не только увлекли его, но, как оказалось, определили будущую профессию. После возвращения из эвакуации он 1 сентября 1944 года поступил в шестой класс пятой мужской средней школы Свердловского района Ленинграда, располагавшейся в здании бывшей Гимназии и Реального училища К.Мая на 14 линии Васильевского острова.
Об этом времени он в последствие оставил небольшие воспоминания, приводимые ниже [1]:

«ПОКЛОН НАСТАВНИКАМ СПУСТЯ ПОЛВЕКА
Если подумать о школе, то припоминаются не уроки, не одноклассники — они живут параллельно (а некоторые уже ушли…), вспоминаются либо какие-то внеурочные события, либо некоторые учителя. Теперь, когда сам стал учителем (metteur en scène — учитель сцены), хочется именно об учителях сказать доброе слово.
Много раз спрашивал у своих слушателей, студентов — помнят ли они любимых учителей. Очень редко и скупо вспоминали, почти никого не любили. А нам, значит, повезло: есть, кого вспомнить, было, кого любить. Мы — нищие дети войны — встретили в своей, за год до Победы открывшейся, 5-й мужской средней школе столь же нищих, но по-настоящему интеллигентных просветителей и воспитателей, щедро делившихся с нами душевностью и духовностью. Господи, как плохо были они одеты, если взглянуть на них сегодня! Но знаний, сил и времени они для нас не жалели.
Прежде других вспоминается Галина Иеронимовна Сеславина. Пришла она к нам в седьмой класс преподавать русский язык и литературу. Я был весьма начитанным мальчиком (читал запоем с пяти лет), уроки обычно не слушал, а поглощал книги «из-под парты». И никакие наказания, вызовы мамы, отбирание «вещдоков» не помогали. Галина Иеронимовна ничего не отбирала, но с первого же её урока я сам отложил «нелегальную литературу», заслушался и больше на её занятиях не читал. Охотно занимались мы с нею не только по программе, но читали и обсуждали многое сверх — например, «Фауста» Гёте, драмы Шиллера и т. п. Сергей Есенин был тогда «закрытым» поэтом, в библиотеках его стихи не выдавали. Я обнаружил томик поэта в доме родственников под Ленинградом — оккупанты издали его, в тенденциозной подборке, для «неполноценных побеждённых», но стихи не искажали. Переписав единым духом весь сборник, многое сразу заучив наизусть, я принёс тетрадку Галине Иеронимовне. И она не испугалась, одобрила мою влюблённость, поморщилась только по поводу «Москвы кабацкой» (для 14-летнего пацана!). А в те времена за такие «вольности» можно было весьма поплатиться.
В восьмом классе мы с нею затеяли поставить «Горе от ума» силами нашего класса, пригласив на женские роли учениц параллельной школы. Ничего про спектакль не помню («играл» Фамусова), но был полный зал школьников и родителей, был безусловный успех — наверное, для того послевоенного года такой школьный спектакль стал событием.
А в последнем классе пришла другая учительница литературы — и снова стало неинтересно…
Учился я все десять лет без усилий, с опережением, но физико-математические (логико-технологические) способности были выражены заметно слабее гуманитарных. Однако физикой у Исая Яковлевича Клеймана занимался с огромным удовольствием. Был Исай Яковлевич волевым педагогом, вёл за собой учеников напористо и энергично, общался с нами в юмористически-иронической манере — и никто не обижался! Был он очень требовательным, а на экзаменах становился снисходительным и помогал «выплывать». И когда на выпускном экзамене заметил, как я выручаю соседей справа-слева, не поднял шума, а лишь потом в коридоре бросил мне с «подтекстом»: «Артист!..».
Особенно тёплые и светлые воспоминания о нашей классной руководительнице Агнессе Яковлевне Гольшман. Иностранные языки в то время ещё не были в моде, явно относились к второстепенным предметам. Но мы у Агнессы Яковлевны занимались немецким хорошо. В классе были «асы» — безусловные отличники по немецкому, я на их фоне был лишь твёрдым четверочником. Однако и я с удовольствием заучивал наизусть стихи Гёте, Гейне, даже пытался их переводить. А когда сдавал приёмные экзамены сначала в Институт иностранных языков, потом в Университет, мои средние познания и навыки оказались довольно высокими на общем уровне. Оба раза было удивлённое одобрение, оба раза спросили, где и у кого я учился.
Но важна была и запомнилась особо не педагогика Агнессы Яковлевны, а её сердечность, её материнская забота о нас — великовозрастных шалопаях, и не только в годы учёбы, но и после окончания, вплоть до её смерти. Уж и мы выросли и стали, кто кем сумел, и она в школе не работала, а всё соединяла нас, — чтобы не забывали друг друга, чтобы не теряли связей, взаимопомощи. Многие годы собирала нас на свой день рождения — так и остался этот день традиционным сбором одноклассников. Уже больше полувека, как собираемся — рядовой ли это факт? Вот так и живёт добрая душа, светлая личность ушедшей — в тех, кого воспитала.
Есть, конечно, добрые воспоминания и о других учителях, но эти — самые глубокие и прочные.
Учась в Пятой школе, мы знали, что в этом здании когда-то была гимназия Мая. Нам достались от неё прекрасно оборудованные кабинеты физики, химии, биологии, классные доски во всю стену, залы-рекреации на каждом этаже. Сейчас всё разворовано, да и школы нет — кому помешала?! Связь поколений в наши школьные годы была не в почёте, и кроме названия «Гимназия Мая» мы ничего о прошлом не слышали. Поэтому, когда на историческом факультете Ленинградского университета я слушал спецкурс Дмитрия Сергеевича Лихачёва и был под обаянием его личности, мне и в голову не приходило, что мы в разное время ходили учиться в одно и то же здание.
Когда узнал об этом, было приятно, а теперь думаю, что «майское» духовное поле, несомненно, повлияло и на меня, и на моих одноклассников, кем бы они ни стали. Во всяком случае, ни одного хапуги, подонка, непорядочного человека из нашего класса не вышло — все достойно послужили своему делу, своему народу. За что и спасибо в первую очередь нашим лучшим учителям!»

Эти воспоминания хорошо дополняет характеристика, выданная ученику девятого класса П.П. Подервянскому вышеупомянутой классной руководительницей А.Я.Гольшман:
«Подервянский Павел всесторонне развитый, умный, способный юноша. Занимается в году ровно хорошо по всем предметам, несмотря на часто затруднённое материальное положение и необходимость заниматься хозяйственными вопросами. Следит за своими оценками и стремится повысить их до 5. Особенно интересуется гуманитарными науками, увлекается театром. Был организатором художественной части всех школьных вечеров, принимая в них самое живейшее участие. Обладает неисчерпаемым источником энергии. Охотно берёт на себя доклады в школьном лектории, живо интересуется политикой, всегда в курсе последних событий и охотно делится этими сведениями с товарищами. Живейшее участие принимает в классной стенгазете. Прямой, бесхитростный, он очень приятен».

Вполне соответствуют мнению педагога и впечатления Никиты Владимировича Благово, одноклассника, заведующего Музеем истории школы К.Мая.
«Уже при первом знакомстве первого сентября 1944 года Павел, наряду с Витей Головинским, сразу обратил на себя внимание несколько отличной от других воспитанностью, общей образованностью и увлечённостью театром. Был всегда доброжелателен и интересен, эмоционален и начитан, по-хорошему уверен в своём мнении. Со всеми одноклассниками всегда состоял в ровных, спокойных отношениях, но близко ни с кем не дружил, т.к. среди них не оказалось единомышленника. Наши отношения на протяжении всей жизни были очень хорошими, ещё в школе, когда Паша организовал драматический кружок, он уговорил меня исполнить коротенькую роль в сцене в корчме из «Бориса Годунова», где я старательно выводил: «Как во городе было во Казани...» даже на подмостках Дворца Пионеров. Он прекрасно декламировал, был непременным участником школьных вечеров, о нём были публикации в пионерской газете «Ленинские искры». А когда он вернулся на берега Невы, то встречи участились, нередко я встречал импозантного школьного друга и его приветливую спутницу Аллу Исидоровну Моисеенко (1941-2014), мы подолгу стояли то на Среднем проспекте, то на 14 линии и я с огромным удовольствием слушал его увлечённые рассказы о творческих достижениях и планах, о новых членах труппы. Рассказчиком Павел Павлович был великолепным! Когда же появился Музей истории школы, чему он очень радовался, то бывший ученик частенько просто так забегал, мы обменивались новостями, я охотно откликался на его приглашения в театр, а он, в свою очередь, всегда участвовал в музейных юбилейных встречах, готовился к ним, специально сочинял стихи по тому или иному случаю, всегда остроумные, блистательно исполняемые под гитарный аккомпанемент. И, конечно, с чуть скрываемой гордостью, он дарил Музею свои новые книги. Много лет (68!) наш класс регулярно собирался на ежегодную декабрьскую встречу, не всегда работа позволяла режиссёру принять в них участие, но если ему удавалось вырваться, то это было радостным, взволнованным, одухотворённым событием, придававшим новые яркие грани встрече. Особая теплота появлялась в его взгляде, в интонациях голоса, когда он произносил «Марьяша» и делился сообщениями о музыкальном даровании и достижениях любимой дочери».

Окончив школу в 1949 году, он продолжил образование на историческом факультете Ленинградского государственного университета. Параллельно занимался в театральной студии под руководством актёра театра и кино Ф.М.Никитина. В 1969 году окончил высшие режиссёрские курсы в ГИТИСе им. А.В.Луначарского. Его творческий путь, приводимый ниже, проходил в театрах Сибири, Алтая, Урала, Дагестана [2].
1958 — Драматический театр г. Комсомольска-на-Амуре, актёр, режиссёр.
1960 — Академический Малый драматический театр Ленинграда, режиссёр.
1961 — Ленинградский Государственный академический театр им. Ленсовета, режиссёр.
1961—1962 — Кемеровский областной театр драмы им. А. В. Луначарского, режиссёр.
1962—1964 — Новокузнецкий драматический театр, режиссёр.
1964—1966 — Алтайский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина г. Барнаула, режиссёр.
1966—1967 — Курганский областной драматический театр, режиссёр.
1967—1968 — Челябинский ТЮЗ, режиссёр.
1969—1971 — Республиканский Русский драматический театр им. М. Горького ДАССР г. Махачкала, главный режиссёр.
1971—1976 — Красноярский краевой драматический театр им. А. С. Пушкина, режиссёр.
1976—1978 — Республиканский Русский драматический театр г. Орджоникидзе, режиссёр.
1982—1989 — Студия драматических импровизаций Санкт-Петербурга, руководитель.
1989—2018 — Театр драматических импровизаций Санкт-Петербурга, художественный руководитель и главный режиссёр.

Свои знания, свой всё более внушительный опыт Павел Павлович охотно и увлекательно передавал молодым дарованиям. В 1969 году окончил высшие режиссёрские курсы в ГИТИСе им. А.В. Луначарского. С 1955 года преподавал в театральных студиях и училищах актёрское мастерство, сценическую речь, сценическое движение, историю театра, эстетику, режиссуру (Университет педагогического мастерства, РГПУ им. А.И. Герцена, Акмеологическая академия, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств и другие). С 1978 по 1983 годы вел режиссёрский курс на театральной кафедре ВПШК (Высшей профсоюзной школы культуры — ныне Гуманитарный Университет Профсоюзов). Созданная им Школа-студия драматических импровизаций, в 1989 году, наконец, стала воплощением давней мечты — собственным Театром драматических импровизаций, где он все последующие годы воплощал свои творческие замыслы в качестве художественного руководителя и главного режиссёра. Им разработана оригинальная методика воспитания актёра-импровизатора, развивающая идеи и методы выдающегося режиссёра-педагога Н.В.Демидова. Она применялась им также в педагогической практике на своём актёрском курсе театрального факультета Балтийского института иностранных языков и межкультурного сотрудничества. Своими зачастую неординарными мыслями, этот разносторонне одарённый человек поделился в написанных им книгах «Шестой сундук», «Драматические игры», «Беседы на подмостках». Будучи от природы тонким, задушевным лириком, он с ранних лет писал стихи, сборник которых «Не громким голосом» отважился опубликовать только в 2000 году. О своём жизненном пути П.П. Подервянский очень интересно рассказал в интервью, данном газете «Лекарственные вести» в 2008 году [3]:

«РОДОМ ИЗ ПЕТЕРБУРГА
Я — коренной питерец, родился на Васильевском острове. В моих жилах течет кровь многих народов. Мой прадед по материнской линии был немцем, прабабка — шведкой. Бабушка вышла замуж за болгарина. Отец был из рода поляков, сосланных после польских восстаний на Волгу. Когда после гражданской войны его послали учиться в ленинградский университет на факультет общественных наук, они познакомились там с мамой, оба были экономистами. Мне было всего 8 месяцев, когда он погиб в железнодорожной катастрофе… 
В войну, в эвакуации мы жили на Урале, в городе Сатке. Когда я учился там в четвертом классе, один преподаватель устроил у нас в школе театральный кружок. Я в него поступил, и так ярко во мне вдруг вспыхнула тяга к актёрству, что я понял: без театра не могу. Так началась моя театральная жизнь. Я играл в школьных постановках, ездил по госпиталям с концертами, пел, плясал, читал стихи. Тогда же впервые прочёл Станиславского — «Моя жизнь в искусстве» и «Из прошлого» Немировича. Эти книги произвели на меня такое впечатление, что, вернувшись в 1944-м в Ленинград, я уже сам организовал в своей школе драмкружок и ставил с одноклассниками спектакли. Еще освоил игру на гитаре и стал сочинять песни. Впоследствии озвучивал и свои театральные постановки, сочинил музыку к 13-ти спектаклям.

Как я стал режиссёром 
Мама была отнюдь не в восторге от моих увлечений. Она говорила: это не дело, надо получить нормальное образование. Ну, я ходил в разные кружки, участвовал в исторических и литературных олимпиадах, чем только себя ни увлекал, но от театра все же оторваться не мог. В результате попал в замечательную театральную студию под руководством актёра театра и кино Ф. М. Никитина. И получилось так, что одновременно с университетским дипломом, я уже защищал и свой первый режиссёрский спектакль, а потом меня пригласили работать в Комсомольск-на-Амуре, где началась моя профессиональная режиссёрская деятельность. 
Несколько лет я работал в разных городах, мы колесили по стране всей семьёй (к тому времени я уже женился второй раз — на актрисе театра, с которой мы до сих пор вместе), родилась дочка… 
И вот однажды на уличном развале мне попалась книга знаменитого режиссёра-педагога Николая Демидова «Искусство жить на сцене». Эта «встреча» оказалась судьбоносной. 

Мечта и ее осуществление 
Прочитав Демидова, я так загорелся его идеями, что задумал непременно воплотить их в жизнь. Но в тех театрах, где я работал, новаторство не приветствовалось. 
И тут у меня случилась беда: прободение язвы двенадцатиперстной кишки. Я уже одной ногой был на том свете, и когда чудом остался жив, то сказал себе: «И жить, и помирать надо дома!» Собрал семью, и мы вернулись в Ленинград. Ничего у нас тут не было, кроме оставшейся от моей мамы комнаты в коммуналке, но зато было много друзей. Как это важно — иметь друзей! С их помощью мне удалось получить работу на театральном факультете в Высшей профсоюзной школе культуры. 
Я стал вести режиссёрский курс, и в ходе занятий вдруг понял, что преподаю-то я нечто мёртвое, «прошлый век», то, что уже ушло! Тогда, вспомнив про Демидова, попросил у кафедры разрешения провести на своем курсе эксперимент. Ничего, кроме этой книжки, у меня не было, и я сам развивал демидовские идеи, придумывал упражнения и этюды… 
Постепенно из числа студентов выявились энтузиасты, из которых выросла наша школа-студия, а затем и театр. За эти годы мы воспитали большую труппу, выпустили 127 спектаклей, сыграли почти 3000 представлений. 

Импровизация — это как? 
Сейчас у меня уже много своих соображений по поводу импровизации, но демидовский «фундамент» остался для нас незыблемым. Особенно его главные идеи о «канонах» импровизации и основные «правила», например: «Делать на сцене то, что хочешь, и не делать того, что не хочешь». 
Наши актёры не скованы обязательными мизансценами, не исполняют режиссёрскую «концепцию» и «партитуру действий», а каждый раз, «здесь и сейчас» выстраивают цепочки взаимоотношений спонтанно и непредсказуемо, как в реальной жизни. Поэтому можно сказать, что один и тот же спектакль никогда не повторяется дважды. 

Образ жизни 
Я работаю на трёх работах — театр, студия и преподавание в Балтийском институте иностранных языков, где я веду актёрский курс. 
Фактически, у меня всего один выходной. Так что режим дня мне задает работа: утро я провожу дома за письменным столом, потом обедаю, а вечером работаю в студии, театре, институте. 
Есть у меня одно правило: после обеда обязательно сплю часа полтора. Я приучил себя к этому еще в 5-м классе, после того как вычитал в книжке про знаменитого путешественника Амундсена, как он, для того, чтобы больше работать, сделал себе два рабочих дня в одном (ложился днём спать, вставал отдохнувшим и вновь принимался за работу). 
Мама меня с детства приучила есть только четыре раза в день — завтрак, обед, полдник и ужин — и никогда и нигде ничего не перекусывать в промежутках. 
Питаюсь я просто, без излишеств, как говорится, что Бог пошлёт. Овощи, фрукты, мясо. Кофеечек люблю… Сладкое ем умеренно, чай и кофе пью без сахара, у меня просто потребность в сахаре отпала. 
Вечером перед сном обязательно читаю книжку. Если у меня случается ночью бессонница, я никогда не впадаю в панику, не страдаю от этого, а лежу и работаю головой: размышляю о театре, придумываю новые постановки… 

О личном 
Я — очень счастливый человек, и совершенно уверен в том, что меня ведет высшая сила. Я всю жизнь это ощущаю. Вся моя жизнь проникнута фатумом, предопределённостью. Я вижу, слышу и чувствую космическую силу, которая мной руководит, направляет меня в нужную сторону, даёт мне силы, память, помогает реализовывать мои идеи и отсекает меня от всего неверного, того, чем мне заниматься не нужно или вредно. Я несколько раз в жизни серьёзно болел, и понял, что меня просто спасали. Уверен, что высшие силы спасают меня для того, чтобы я продолжал заниматься своим делом. Это своего рода миссия. 

Путь к здоровью души и тела 
Для построения гармонического общества нужно найти способ разрешения внутренних конфликтов каждого человека, глобальных социальных и личностных проблем. И, кстати, проблем со здоровьем тоже. Такой способ есть: это творчество. В нашем случае — игра в драматическом театре. Я занимаюсь воспитанием свободной личности людей разного возраста через драматические игры. 
Что соединяет все виды творческой деятельности? — ЛЮБОВЬ! Люди по-разному понимают и трактуют это слово. Но любовь в творческом смысле означает соединение человека с природой и с другими людьми, с самим собой и с космосом.
Именно творчество даёт людям энергию. Например, если даже я встаю утром не очень бодрый, то работа даёт мне такой стимул, что вскоре я ощущаю мощный прилив бодрости. Как я уже сказал, меня явно «подкачивают» из Космоса. Да и моя студия даёт мне огромный запас сил. 
Вот даже такое занятное наблюдение: когда я работаю с детьми, я, конечно, устаю. Они из меня забирают энергию (это естественно, они же растут, им это необходимо). Но потом у меня всегда занятие или репетиция со взрослыми. И вот, как бы сильно я ни устал с детьми, по ходу занятия со взрослыми я все больше отдыхаю. Потому что актёры и студийцы уже не только берут у меня, но и отдают мне свою энергию. И получается так, что к концу спектакля или репетиции я чувствую себя даже отдохнувшим. 

Любовь спасет мир
Я вообще считаю, что не красота спасёт мир, а любовь. Да, любовь. Человеческая. Когда одни люди отдают себя другим. А творчество — это та же любовь. Мы отдаем себя в творчестве другим людям, и мы получаем. Иначе невозможно. Нельзя творить для самого себя, это всегда должна быть отдача кому-то. Нужно не брать, а дарить, отдавать, питать собой. Я думаю, это меня «держит» во всех отношениях. Поэтому я не чувствую в себе никакого ущерба, никаких особых проблем со здоровьем — ну, конечно, кроме нормальных с моей точки зрения возрастных моментов. Но я к этому отношусь спокойно — работаю себе и работаю». Талантливый петербуржец Павел Павлович Подервянский до последнего дыхания жил мыслями о своём театре, его репертуаре, его любимых артистах. Умер в родном городе 8 марта 2018 года. Похоронен на Южном кладбище вместе с женой.

О своём учителе и коллеге рассказывают Актеры Театра Драматических Импровизаций...

Андрей Петров: 
«Пал Палыч искал правду на сцене, черпая её из жизни. Из нас, настоящих. Срывал с нас маски. Учил любить самого себя и мир. Он настоящий режиссёр, со всеми плюсами и минусами своей профессии. Он прирождённый педагог. 
Только сейчас я понимаю вклад Пал Палыча в меня и каждого, кого вижу, приходя в театр. Вклад безвозмездный. 
Незадолго до смерти, когда человек начинает отрываться от действительности и пребывать в бреду, я присутствовал в один из таких моментов. Пал Палыч бредил театром, расставлял роли, строил планы, репетировал спектакль. Человек, преданный театру. Преданный своим воспитанникам, детям театра, его детям».    Екатерина Балашова:
«Я думаю, что любовь начинается с внимательного взгляда. Когда ты смотришь на кого-то внимательно, ты начинаешь любить этого человека. Пал Палыч был внимателен к каждому.
Однажды я поздравляла его с Новым Годом — позвонила ночью. Он обрадовался, тоже поздравил, а потом спросил: «Что ты хочешь мне пожелать?» Я так сильно задумалась, что он даже спросил, на месте ли я. А в самом деле, что можно было ему пожелать? Он имел всё, что хотел. Всё, что ему мечталось, он создавал сам. Поэтому я пожелала ему, чтобы ему всегда было, о чём мечтать. Помню последнее, когда он собрался умирать... Лежит, такой, а я его за руку трясу и рассказываю, как в театре интересно, и что он должен сам прийти и посмотреть, а то не простит себе. Ну, и потом он еще полгодика прожил. Мне не больно. Я каждый раз говорю с его портретом, когда прихожу в театр. Здороваюсь, прощаюсь... И апеллирую к его авторитету, когда у меня заканчиваются свои аргументы».   Марина Серегина:  «Пал Палыч говорил, что люди живут по закону сохранения энергии. После спектакля он мне советовал: «Не экономь себя на сцене. Сколько отдашь, столько тебе и вернётся». Сам он отдавал себя театру всего без остатка: вёл и творческую, и административную часть. Рассказывал историю театра, вёл занятия актёрством, речью, голосом, учил петь по итальянской школе, читать стихи. И ещё велел приходить на индивидуальные занятия, говорил «используйте меня» — он хотел передать нам всё, что знал и умел. И вот ему 70 лет, а он показывает основы сценического боя, поддержки и переноски. Вот как нести партнёра на спине, а вот фокус с поддержкой Джульетты без рук. Он был неумолим и всё показывал сам. В душе он оставался юношей, и только здоровье напоминало о почтенном возрасте. Пал Палыч, кажется, знал всё обо всём, не поверхностно, а глубоко, был живой энциклопедией. С ним можно было обсудить суннитов и шиитов и даже современные науки, например, социологию. Всегда поддерживал образование, приносил почитать книги и читал то, что советовали мы. Он был открыт новому. Пал Палыч был крутым педагогом. Не повышал голос, давал много свободы. Когда что-то не получалось, не критиковал, говорил: «Всё хорошо! Но...», и дальше предлагал, как улучшить. Актёры — люди ранимые, и его мягкость не ломала нас как личностей. Правда, мне кажется, что таким способом растить актёра дольше. А он был готов ждать. Шёл «от актёра», от его индивидуальности. Не воспитывал нужные ему «боевые единицы», а развивал то, что было внутри тебя самого. Ты ещё не знал, что оно есть в тебе, а он уже это воспитывал. Репертуар строил вокруг актёров. Подбирал пьесы по диапазону обаяния. Он говорил, что 80% успеха спектакля — верное распределение ролей. Он построил театр не режиссёрский, а актёрский — это довольно смело и нестандартно.  У него ещё было много творческих планов, даже когда он уже тяжело болел. Рассказывал о давнем замысле «Укрощения строптивой», который шекспировед А. Бартошевич назвал лучшим из ему известных. Но этому не суждено было исполниться. 
Пал Палыч был гениальным режиссёром, новатором. В 48 лет он начал карьеру заново, пошёл по пути неизвестному. Надеюсь, со временем его имя зазвучит громче».   Михаил Котик:

«Не запирайте вашу дверь, 
Пусть будет дверь открыта». 
Эти слова из песни Булата Окуджавы — про Пал Палыча. В любое время можно было прийти к нему домой и за чаем обсудить новые роли и постановки. 
Я вспоминаю один случай. Мосты развели, и я остался на Васильевском острове. Никого знакомых не было, время — 1.30 ночи... Подошёл к дому Пал Палыча, смотрю — в его окне свет. Позвонил. Просидели до утра, обсуждали новый спектакль. Вот такой он был, наш учитель...»

Екатерина Викторова: 
«Начинать заниматься театром в 31 год – это несколько поздновато. Я спросила Пал Палыча: «А берёте ли Вы старых?» В ответ Пал Палыч засмеялся и сказал, что, пока человек молод душой, он творит. А пока человек творит, он не стареет».

Ольга Цветкова: 
«Помимо сценических ролей, примеряла на себя роли гардеробщика, кассира, администратора, осветителя, звукорежиссёра, помощника режиссёра, музыканта, театрального педагога и режиссёра спектакля. Такого разнообразия я не ожидала. Безмерно благодарна Пал Палычу за все эти возможности. И, все-таки, мне кажется, что я что-то упустила, не успела взять у мастера, который щедро делился со всеми своим талантом, добротой и любовью». 

Вера Бабайцева: 
«Спасибо большое, Пал Палыч, за веру в нас, за любовь и терпение, за огромный труд, который Вы вложили в нас. Вы живы, пока живы мы и продолжаем творить». 


Источники:
1.Благово Школа на Васильевском. Ч.2. С.349
2. https://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/353547/bio/
3. Творчество – это любовь. Лечебные вести. № 3, март 2008.
4. http://www.drim.spb.ru/o-rezhissere
5. https://vk.com/@teatr_spb-pavel-podervyanskii 
6. Википедия.

Биографическая страничка составлена дочерью Павла Павловича Подервянского, Марианной Павловной Фурих, одноклассником Павла Павловича, директором музея истории школы К.Мая Никитой Владимировичем Благово, ученицей и коллегой Павла Павловича Валентиной Георгиевной Ландау и Муратом Тимуровичем Валиевым.
09.03.2021


Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск учеников школы


 




12.05
День Рождения музея истории школы К.Мая
12.05
День рождения Владыки Михаила Мудьюгина
18.05
День рождения Майских жуков
09.06
День рождения выпускника нашей школы, дейст. чл. АН СССР Н.П.Горбунова



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей