На фотографии Шура Бенуа. Фото 1883 г.
Александр Бенуа был переведён осенью 1885 г в пятый класс гимназии К. Мая из гимназии Императорского Человеколюбивого общества (наб. Крюкова канала, д. 15). О годах, проведённых в этом учебном заведении, А.Н. Бенуа впоследствии прекрасно рассказал в книге «Мои воспоминания». А.Н. Бенуа так писал о той роли, которую сыграла в его жизни эта школа:
«Не то, чтоб эта школа поглощала всё моё время, все мои думы и чувства, но всё же моё “общественное” положение означалось словами: ученик Майской гимназии, а затем, хотя я и учился с переменными успехами, однако всё же здесь я получал те более или менее прочные основы, на которых затем построилась моя “образованность”. Наконец, в гимназии Мая я приобрёл тех друзей, которые остались моими верными спутниками в течение значительной части жизни и с которыми мне удалось создать многое, что позволяет и их и меня причислить к “деятелям культуры”. Наконец, я сохранил совершенно особое воспоминание о гимназии Мая — род сердечной благодарности. А это что-нибудь да значит!».
Именно здесь, во время учёбы в седьмом классе, А.Н. Бенуа и его одноклассники К.А. Сомов, Д.В. Философов, В.Ф. Нувель, Г.Е. Калин создали кружок, названный «Обществом самообразования», который стал предтечей знаменитого объединения «Мир искусства». Окончив гимназию в 1890 г., а затем юридический факультет Университета в 1894 г., А.Н. Бенуа в дальнейшем посвятил себя искусству и прославился как талантливый живописец, великолепный иллюстратор, художественный критик, историк искусства и, наконец, редкий по уровню мастерства мемуарист. Написав в 1893 г. главу о русском искусстве для третьего тома «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера, вышедшего в 1894 г., заявил о себе как талантливый искусствовед. В 1897 г., возвратившись из Франции, создал серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», которая принесла ему известность как художнику. И в дальнейшем Бенуа сохранял подобное двуединство, совмещая в себе художника и теоретика искусства. В 1901-1903 г.г. Бенуа также редактирует и журнал «Художественные сокровища России».
Перу Бенуа принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще: «Русская живопись в XIX веке» (1901, 1902), «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» (1911), «История живописи всех времен и народов» (серийное издание, 1910-1917) и др.
Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: «Франция эпохи «короля-солнца» и «Петербург XVIII – начала XIX в.». К ним он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах, либо во Франции, где Бенуа часто и подолгу бывал, в Версале. Эти же темы господствовали и в его театральных и книжных работам, которым художник, как и большинство «мирискусников», уделял много внимания. Бенуа создал иллюстрации к «Пиковой даме» (1899, 1911) и «Медному всаднику» (1903-1922) А. Пушкина, выпустил книгу «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905). Театральная деятельность Бенуа началась в 1902 г. с оформления оперы Р. Вагнера «Гибель богов» для Мариинского театра. Для балета «Павильон Армиды» (1903) выполнил не только декорации, но и сочинил либретто.
В дальнейшем, увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа «Русские сезоны», начавшая в 1909 г. свои выступления в Париже. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей. К балету И. Стравинского «Петрушка» (1911) Бенуа создал декорации, ставшие одним из высших достижений художника, а также написал либретто. Некоторое время вместе с К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко Бенуа руководил Московским Художественным театром.
После революции Бенуа принимал участие в работе всяческих организаций, связанных, главным образом, с охраной памятников, а в 1918 г. стал хранителем Эрмитажа. В 1926 г. художник эмигрировал во Францию, где, главным образом, работал в театре — сначала в парижской «Гранд-опера», а после Второй мировой войны — в «Ла Скала» в Милане. Высоко оценивал его и нарком просвещения А.В. Луначарский, который в одном из писем управляющему делами Н.П. Горбунову (кстати, бывшему «майцу»), характеризуя главу мирискусников, писал: «Академик Александр Бенуа — тончайший эстет, замечательный художник и очаровательный человек… он был одним из первых крупных интеллигентов, сразу пошедших к нам на службу и работу… Вообще, человек драгоценнейший, которого нужно всячески беречь. В сущности говоря, европеец типа Ромена Роллана, Анатоля Франса…».
Умер А.Н. Бенуа 9 февраля 1960 г. в Париже
Литература:
При подготовке информационной странички были использованы материалы книги: Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. СПб, Наука, 2005. Ч. 1.