Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





23.3.2024
Дорогие друзья и коллеги! Вышла в свет замечательная книга: Диденко Ю.Ю. История Отечества в летописи рода и семьи. Симферополь. СОНАТ. 2023. Для истории школы К.Мая издание представляет особый интерес - большой фрагмент книги посвящён золотому медалисту выпуска 1914 года Владимиру Владимировичу Егорьеву (04.03.1896 – 24.08.1943) - дипломату, юристу, специалисту в области международного права.
20.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка невропатолога, доктора медицины Христиана Карловича Буша, учившегося в гимназии К.Мая в 1874-1882 гг.
18.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка участника Великой Отечественной войны Валентина Дмитриевича Курилова, учившегося в 6 САШ в 1937-1940 гг.
15.3.2024
На сайте размещена биографическая страничка юриста Сергея Васильевича Быкова, учившегося в гимназии К.Мая в 1871-1878 гг.




Евлахов Александр Михайлович


Александр Михайлович Евлахов

08.08.1880 ― 28.05.1966

литературовед

педагог

врач

профессор

преподавал в гимназии К.Мая русский язык

Фото с сайта: http://www.voopiik-don.ru/main/2009-06-01-10-47-54/1068-130  

Александр Михайлович родился 8 августа 1880 года в Одессе в семье преподавателя гимназии. Его отец преподавал математику в старших классах гимназии, а мама, Евгения Александровна (урожд. Лавдовская), была хорошей пианисткой, обладавшей, к тому же, прекрасным голосом.
У Александра было две сестры – Татьяна и Ксения и два брата – Владимир (1885-?) и Борис (12 (24). 04.1891, Пятигорск – 26.01.1974, Москва) – артист оперы (лирико-драматический тенор). Заслуженный артист РСФСР (1933).
В 1898 году Александр Михайлович окончил Владикавказскую гимназию и поступил на физико-математический факультет  Императорского Санкт-Петербургского университета (1898-1899), но уже в следующем году перевёлся на историко-филологический факультет (1899–1903), который и окончил в 1903 году. В 1902 также окончил Петербургский археологический институт и остался там работать некоторое время. В 1907 стал магистром всеобщей литературы. Приват-доцент Петербургского университета (с 1908), Киевского университета (с 1908), доцент и затем профессор Варшавского университета (с 1909). В 1907–1913 гг. путешествовал по Европе для изучения живописи [1].

На службу в гимназию Карла Мая  Александр Михайлович поступил в 1904 г. – занял вакансию преподавателя русского языка после ухода Е.А. Ляцкого. В монографии Н.В. Благово есть отрывок, посвященный педагогу [3]:

«Его знания как русской литературы от А.С.Пушкина до символизма, так и западноевропейской — от средневековья до натурализма — были глубоки и разнообразны, чем в немалой степени он был обязан своему учителю, академику Александру Николаевичу Веселовскому (1838-1906). Свои уроки в старших классах Александр Михайлович строил не как уроки, а как семинары, стремясь приучить гимназистов к самостоятельному пониманию творчества Ф.Петрарки, А.Данте, В.Гёте, И.Ф.Шиллера, У. Шекспира, Г.Ибсена, К.Гамсуна, ознакомившись с которым, они писали рефераты, делали доклады в школьном литературном кружке. С 1 января 1908 г .А.М.Евлахов, не прекращая работы в школе, приступил к чтению лекций в Университете в качестве приват-доцента, затем, уже оставив гимназию.  1 сентября того же года он перешел в Киевский Университет Св.Владимира, а на следующий год — в Варшавский университет. Когда в 1914 г. началась война и Варшавский университет был эвакуирован в Ростов-на-Дону, в 1920 г. А.М.Евлахов занял там пост ректора. Затем он неожиданно решил приобрести новую специальность и в 1925 г. окончил медицинский факультет Бакинского университета, после чего работал  психиатром в Баку, Ташкенте, Ленинграде, в 1944 г. был удостоен профессорского звания. Параллельно с врачебной практикой  он с 1934 г. преподавал итальянский язык в Ленинградской консерватории».

Прекрасную характеристику педагога А.М. Евлахова приводит известный литературовед и историк Б.Ф. Егоров в своей статье о жизни и творчестве С.М. Боткина, опубликованной в журнале «Вопросы литературы» [2].

С удовольствием приводим ниже выдержки из этой работы.

« Из детей Михаила Петровича Боткина, младшего брата знаменитых Василия и Сергея, самой яркой личностью был Сергей Михайлович Боткин (17.8.1888 – 18.09.1918, далее — С. М.). Он, наверное, стал бы одним из самых известных русских филологов-испанистов, однако судьба отпустила ему слишком короткий отрезок жиз­ни.
… Роди­тели отдали С. М. в частную гимназию К. Мая, где до него учились А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих, а после него – Д. С. Лихачев. В гимназии открылся лигатурный (и литературовед­ческий) кружок, которым руководил в будущем известный профессор, а тогда совсем еще молодой поэт и ученый А. М. Евлахов, недавно окончивший Петербургский университет. И в этом кружке С. М. начинал свою ин­тенсивную деятельность: сохранилось около десятка его сочинений-рефератов 1906-1907 годов, с поправками и оценками руководителя кружка. …
Несомненно, под влиянием Евлахова С. М. исследует ре­лигиозно-нравственные аспекты художественного творчества, эстетическое значение произведений Пушкина и Гоголя. Из нелитературных сочинений наиболее оригинально и личностно — о смерти. С. М. говорит о своей религиозности в детс­ком возрасте, о вере в Бога и загробное существование, что парадоксально приводило мальчика к страху перед смертью: вечное бытие, без конца и края, оказывалось невыносимым. Позднее религиозность растаяла, а страх не пропал: теперь уже стало страшно думать о «вечном, холодном сне смерти», о полном прекращении дум и чувств. Цель и смысл жизни для человека туманны, с жизнью связана его природность, кото­рой стоит подчиниться, но тогда «бесцельно-целесообразная» суть нашей жизни лишь усиливает страх смерти. Евлахов поставил за это сочинение четверку.
… Оценки рефератов со стороны руководителя кружка в це­лом были одобрительные, но Евлахова очень раздражали ор­фографические и пунктуационные ошибки (их было немного, но все же были), поэтому часты двойственные характеристи­ки: «Работа хороша по содержанию, но обнаруживает полное неумение пользоваться знаками препинания. Есть недостатки и в плане», о «Влиянии Байрона на Пушкина»); «Работа очень хорошая по содержанию, но, к сожалению, не­удовлетворительная со стороны орфографии». Школа Евлахова оказала серьезное влияние на дальнейшую деятельность С.М.: культ индивидуального начала в творчестве и эстетический уклон станут существенными признаками метода молодого учёного; возможно, учитель внедряет в среду гимназистов и дорогие ему идеи психологизма, тоже не чуждые Боткину....

Кроме серьёзной научной и педагогической работы Александр Михайлович писал стихи и рассказы. Был автором оперного либретто «Княжна Мери».
В 1915 году вместе со всеми преподавателями и студентами Варшавского университета эвакуировался в Ростов-на-Дону. Там же как литературный критик писал статьи для газеты «Приазовский край». В 1917 году в Ростове-на-Дону публикуется заключительный том его работы «Введение в философию художественного творчества. Опыт историко-литературной методологии». В 1920 году был назначен ректором Ростовского государственного университета, хотя проработал на этом посту не более года.

В 1925 году окончил медицинский факультет Бакинского университета, а вскоре получил предложение от Вячеслава Иванова возглавить кафедры западной литературы и истории искусства в нём. С 1928 года ― врач-психиатр, а с 1944 года ― профессор судебной психиатрии. С 1934 преподавал итальянский язык в Ленинградской консерватории.

Крупнейшее по объёму сочинение Евлахова ― «Введение в философию художественного творчества. Опыт историко-литературной методологии» (издано в трёх томах в 1910–1917 гг.). В нём он подвергает критическому анализу культурно-исторический, биографический, филологический и прочие методы создания художественных произведений и выдвигает требование построения новой методологии изучения истории художественной и индивидуальной формы. В нём же решительно выступал против историко-культурного метода изучения литературы.

В прочих своих трудах отстаивал идею самоценности искусства. В 1920-х годах изучал проблемы психологии творчества с точки зрения фрейдизма («Конституциональные особенности психики Л. Н. Толстого», 1930).

Александр Михайлович скончался в Ленинграде 28 мая 1966 года.

О семье Александра Михайловича известно следующее: в браке с Эрмионией Николаевной (урожд. Войцехович, 1882–1970) родились дети:
– Ариадна Александровна (1909–1992) – ученый-миколог, работала в Всероссийском институте защиты растений РАСХН (С.-Петербург), стояла у истоков изучения грибных болезней насекомых;
– Александр Александрович (1905–1942?),
– Эрмиония Александровна (1908–1997),
– Орест Александрович (4 (17). 01.1912, Варшава – 15.12.1973, Ленинград) русский советский композитор и музыкальный педагог [7].


Труды А.М. ЕВЛАХОВА:
- Пушкин как эстетик. Киев, 1909.
- Кольцов и Руссо. Варшава, 1910.
- Тайна гения Гоголя. Варшава, 1910.
- Гений-художник как антиобщественность (Экскурс в область психологии эстетического чувства). Варшава, 1910.
- Принципы эстетики Белинского. Варшава, 1912.
- В поисках Бога. Этюд о Данте. Варшава, 1914.
- Русская литература о западных писателях. Варшава, 1913.
- История всеобщей литературы XIX века. Варшава, 1914.
- Надорванная душа (к апологии Печорина). Ейск, 1914.
- Гергарт Гауптман. Путь его творческих исканий. Ростов-на-Дону, 1917.
- Введение в философию художественного творчества. Опыт историко-литературной методологии» (В 3 т. Варшава, 1910-1912. Т. 1-2; Ростов-на-Дону, 1917. Т. 3)
- Конституциональные особенности психики Л. Н. Толстого, 1930.
- Эрнест Ренан, 1925.
- Артур Шницлер, 1926.

Источники:
2. Короткая жизнь С. М. Боткина (1888 – 1918). / Егоров Б.Ф. – Б.м.. – С. 296 – 313. Вопросы литературы. / Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН; 12405. – Москва: Б/и, 2001
3. Н.В. Благово Школа на Васильевском острове. Ч. I. СПб.: Анатолия, 2013.С.203 


Биографическая страничка подготовлена М.Т. Валиевым (Санкт-Петербург) ©.
27.06.2021

При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «М.Т. Валиев Биографическая страничка Александра Михайловича Евлахова – URL: http://kmay.ru/sample_pers.phtml?n=3739 (дата обращения)»  

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы





04.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, вице-адмирала Николая Романовича Греве
11.03
День рождения выпускника нашей школы, архитектора Виктора Федоровича Габерцетеля
18.03

День рождения бывшего учителя физкультуры, Засл. учителя РСФСР Г.И.Девицкого 

30.03
День рождения бывшего ученика нашей школы, капитана Бориса Георгиевича Шарона



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей