Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





5.10.2024
На сайте размещена исправленная и значительно дополненная биографическая страничка гидротехника Ольги Владимировны Гамалей, учившейся в нашей школе в 1924-1929 гг.
23.9.2024
23 сентября в Музее истории школы К.Мая состоялась встреча с Александром Новиковым и Андреем Бызовым, внучатыми племянниками Павла Деппа - выпускника гимназии К.Мая 1916 г.
9.9.2024
На сайте размещена биографическая страничка Валентины Ивановны Зайончковской, учившейся в нашей школе в 1918-1920 гг.
8.9.2024
Дорогие друзья и коллеги! Вышла в свет статья о золотом медалисте выпуска 1916 года Василии Васильевиче Котельникове (1897-1927)




Гревс Иван Михайлович


Иван Михайлович Гревс


04.05.1860 – 16.05.1941

историк

педагог

краевед

преподавал историю в нашей школе
после 1918 г.


Иван Михайлович родился 4 мая 1860 г. в имении своего отца, Михаила Михайловича Гревса, близ села Лутовинова, Бирюсинского уезда, Воронежской губернии. Его предки были выходцами из Англии, еще при Петре I переехавшими в Россию (английское написание фамилии - Greaves). Отец Ивана, Михаил Михайлович Гревс, был в молодости военным, участвовал в Крымской войны 1854 - 1855 гг., был героем Севастопольской обороны, был ранен на одном из бастионов во время знаменитой осады и вышел по окончании войны в отставку в чине поручика. Всю остальную жизнь отец И. М. Гревса провел в своем небольшом имении.
Мать Ивана, Анна Ивановна Гревс (урожденная Бикорюкова), все силы отдала на воспитание троих детей - Ивана, Димитрия и Елизаветы [1].
Дальнейшее изложение биографии И.М. Гревса основано на прекрасной работе ученицы И.М. Гревса, историка-медиевиста Ольги Антоновны Добиаш-Рождественской (1874-1939) [2] :
«… И.М. Гревс учился в С.-Петербургской Ларинской гимназии, высшее образование получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета, где круг его научных интересов определился влиянием В.Г. Василевского
По окончании университета Гревс стал преподавателем в гимназии Э.П. Шаффе и других учебных заведениях, а с 1889 г. приват-доцентом в университете. В 1890 - 92 и 1894 - 96 годах Гревс был командирован за границу. В библиотеках и семинариях Рима и Парижа подготовлялось большое его исследование об экономической структуре и социальной психике переходного от республики к империи римского общества, части которого появлялись в "Журнале Министерства Народного Просвещения".
Войдя в круг парижских медиевистов, когда в них были еще живы идеи и вдохновения Фюстель-де-Куланжа, Гревс глубоко воспринял его влияние. Под этим влиянием созрели главные основынаучного миросозерцания Гревса: вера в творческую, определяющую роль сознаний в глубине даже такназываемого стихийного процесса истории и в непрерывную могучую жизненность культурной римскойтрадиции. Эти идеи проникают как в ученые труды Гревса, так и его профессорские курсы (которые он с 1892 г. вел в университете и на высших женских курсах). Убежденный сторонник научной семинарской работы, Гревс был одним из ревностнейших ее насадителей. От этой работы Гревс был оторван распоряжением министра народного просвещения Н.П. Боголепова, уволившим его от звания приват-доцента после студенческих волнений 1899 г. В 1900 г. Гревс защитил магистерскую диссертацию "Очерки из истории римского землевладения, преимущественно во времена империи". Из второго тома этого труда впоследствии появился очерк "Данные Петрония для характеристики крупного землевладения". Уволенный из университета Гревс много работал как член и председатель комиссий, организовавших ряд частных школ в Петербурге (Тенишевское училище, коммерческое училище в Лесном, позже школа в Петербурге (Тенишевское училище, коммерческое училищев Лесном, позже школа Балаева) и кружков, ставивших задачей теоретическое разрешение средне школьных проблем; как преподаватель и председатель (в течение 18 лет) педагогического совета женской гимназии Л.С. Таганцевой, наконец, как преподаватель истории во всех перечисленных школах и в Александровском лицее. Влияние его своеобразного педагогического метода, разрешавшего проблему "превращения науки в учебный предмет", умевшего использовать историю, как средство пробуждения благородных и высоких дум и настроений, оставило глубокий след на учениках и ученицах Гревса и на многочисленных группах молодых педагогов, работавших под его руководством. Общее отношение к школе, широкое понимание ее задач нашли выражение в ряде очерков, посвященных ей и характеристике ее деятелей ("Очерки современного исторического преподавания в высших учебных заведениях Парижа" в "Историческом Обозрении", "Долгая трудовая жизнь, памяти Э.П. Шаффе" в "Русской Школе", статьи, посвященные памяти В.А. Фаусека, в "Сборнике" высших женских курсов, В.С. Соловьева и М.П. Драгоманова (в "Полярной звезде", С.Н.Трубецкого ).
В 1902 г. Гревс снова вернулся в университет (несколько ранее был приглашен профессором в Политехнический институт, где преподавал в течение года), а в 1903 г. вернулся на высшие женские курсы. Общественное движение этих лет поставило профессуре новые весьма сложные задачи. Гревс стал ревностным членом групп и комиссий, трудившихся над их разрешением (организация учащихся, предметная система преподавания и т. д.). Особенно видной была его деятельность на женских курсах, где в качестве декана филологического факультета он был одним из главных деятелей проведения семинарской организации и устройства семинарских библиотек. Гревс был сторонником больших исторических экскурсий, которые ценил и как орудие общего образования, и как "необходимый вид исторического семинария", в открываемой ими возможности "идти навстречу подлинным следам мировой культуры".


В разное время под его руководством предприняты были большие экскурсии в "средневековые города" Прибалтийского края, Польши, Франции и Италии. В течение многих лет Гревс состоял председателем секции всеобщей истории исторического общества при Петербургском университете. В 82-томном "Энциклопедическом Словаре" им был написан ряд статей (крупнейшие: "Феодализм", "Фюстель-де-Куланж", "Флоренция", "Тацит", "Тьерри" и мн. др.). Ему принадлежит статья "Аларих и вестготы" в "Книге для чтения" Виноградова.
Ряд начатых им оригинальных работ не воплотился в форму печатных статей, а ушел на построение новых курсов и семинариев; из этой работы в 1911 г. в ознаменование 25-летней деятельности Гревса вышел сборник "Ивану Михайловичу Гревсу - ученики"[3].
Как общественный деятель, Гревс примыкал к кругам, из которых вышло движение "Союза освобождения" и сложилась констуционно демократическая партия. В статьях, посвященных университетскому вопросу в журналах "Право", "Научное Слово" и "Полярная Звезда" ("Созидание и разрушение в высшей школе" и др.), он отстаивал начала свободы и культуры, "университет, независимый от правительственного произвола и партийного - правого и левого - ожесточения", мечты создать из него "мастерскую, где куется познание истины и созидаются жизненные и общественные идеалы».

После 1917 г. Иван Михайлович остался в Советской России. В 1923 г. был вынужден покинуть университет, после чего работал в области краеведения и экскурсионного дела, занимался литературной деятельностью. В 1930 г. был арестован, но вскоре освобождён. В 1934 г. вернулся к преподаванию в университете. Именно Гревс заложил основы петербургского краеведения, экскурсионного дела, был любимым учителем Николая Павловича Анциферова (1889-1958).

Тесная связь И.М. Гревса со школой К.Мая подтверждается тем, что на торжествах, посвященных переезду школы в новое здание в 1910 году он  выступил с приветственным словом среди первых лиц. Приведём  отрывок из исторической хроники  [5]: 
«Пятьдесят четвёртый учебный год начался с долгожданного, воистину исторического события — открытия, что особенно важно, наконец-то собственного дома. Необходимость в нём назрела давно, ибо существующее строение обветшало настолько, что там уже нельзя было проводить даже школьные вечера. Торжественный акт состоялся в воскресенье 31 октября 1910 г. В половине второго часа после полудня епископ Гдовский Вениамин отслужил молебен и освятил новую школу, после чего И. А. Шендзиковский напомнил присутствующим историю строительства, затем член правления П. М. Горбунов подробно рассказал о новом гнезде «майских жуков». Он отметил, что скромный фасад четырёхэтажного здания выполнен в стиле модерн, на фронтоне помещена рельефная надпись «Гимназия и реальное училище К. Мая», а над аркой входной двери укреплён барельеф «майский жук».В день новоселья школа получила многочисленные поздравления от бывших преподавателей и воспитанников, а также других почитателей школы, в том числе таких, как профессор И. М. Гревс, ректор Университета Д. Д. Гримм, академик Н. К. Рерих, профессор В. В. Курилов, директор Симбирской гимназии Б. Н. Некрасов, профессор А. М. Евлахов, от родителей учеников и от 16 учебных заведений, среди которых Пажеский корпус, Тенишевское училище, гимназии Г. А. Видемана, С. А. Столбцова, М. Н. Стоюниной, Э. П. Шаффе и др."
После 1917 г. Иван Михайлович остался в Советской России. В 1923 г. был вынужден покинуть университет, после чего работал в области краеведения и экскурсионного дела, занимался литературной деятельностью. В 1930 г. был арестован, но вскоре освобождён. В 1934 г. вернулся к преподаванию в университете. Именно Гревс заложил основы петербургского краеведения, экскурсионного дела, был любимым учителем Николая Павловича Анциферова (1889-1958).
В бывшей школе К.Мая Иван Михайлович вёл уроки истории уже после 1918 года. Факт преподавания И.М. Гревса в бывшей гимназии К.Мая уже в советское время косвенно подтверждается следующей записью: «Протокол №21 заседания Педагогического Совета Советской Трудовой школы №15 < это бывшая гимназия  К.Мая>от 11 февраля 1919 года. Пункт 1. В связи со смертью преподавателя истории С.А. Борковского на замещение его рекомендовать профессора И.М.Гревса» [5].

О семье Ивана Михайловича нам известно немногое - жена Мария Сергеевна (ур. Бекарюкина, 1860 - ?) и дочери Екатерина (1888 – 1942) и Александра (трагически погибла до войны).
Иван Михайлович скончался в Ленинграде 16 мая 1941 г. в своем рабочем кабинете, не дожив одного дня до своего 81-летия. Жена и дочь Екатерина погибли в первую блокадную зиму. Последний адрес семьи Гревса в Ленинграде: Васильевский Остров, 21-я линия, д. 16, кв. 58...

Источники:
1. http://krotov.info/spravki/history_bio/19_1890/1860_grevs.htm
2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/4230
3. К двадцатипятилетию учено - педагогической деятельности Ивана Михайловича Гревса: Сборник статей его учеников. СПб., 1911. 475. С. I - II.
4. Блокада, 1941–1944, Ленинград : Книга Памяти / Правительство Санкт-Петербурга. — СПб. Т. 7: Г (Годичева — Гуриц) / [Редкол.: Щербаков В. Н. (пред.) и др.]. — Нотабене, 1999. 
5.  Благово Н.В. Школа на Васильевском острове. Историческая хроника. Ч.2. 1918-2006 СПб, Наука, 2009
6.   ЦГА СПб, ф.2880, оп 1, д.889, л.64 об.67.

Информационную страницу подготовил М.Т. Валиев (С.-Петербург) ©.
12.07.2015

При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «М.Т. Валиев Биографическая страничка Ивана Михайловича Гревса – URL: http://kmay.ru/sample_pers.phtml?n=4202 (дата обращения)»  

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы
























2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей