Один из немногих педагогов старой «майской» школы, который преподавал математику в гимназии К. Мая еще в 1916 г. Сохранил традиции знаменитой школы и в советское время. Преподавал вплоть до 1937 года. Вероятно, был вынужден уйти из любимой школы в связи с реорганизацией её в 6 специальную артиллерийскую школу. Среди выпускников последнего, «нечаевского», выпуска 1937 года был и будущий доктор медицинских наук профессор К. Я. Журкович, впоследствии оставивший благодарные воспоминания о школьной поре, в которых есть строки, посвящённые Фёдору Лукичу Нечаеву. С полной версией воспоминаний можно ознакомиться в книге Н.В. Благово «Школа на Васильевском острове» [1].
Из воспоминаний К. Я. Журковича:
«…Из школьного коллектива педагогов в первую очередь хотелось бы вспомнить математика Фёдора Лукича Нечаева. В те годы это был уже пожилой грузный человек в неизменной вельветовой толстовке… …К ученикам Фёдор Лукич обращался исключительно на «Вы», всегда был серьёзен, как бы подчёркивая, что выполняемое совместное дело является, безусловно, главным в данном периоде жизни. Помню, как-то я получил от врача освобождение от уроков, но задержался с уходом домой. Встретивший меня в коридоре Фёдор Лукич, узнав о причине моего нахождения вне класса, изумленно воззрился на меня и сказал: «Но Вы же здесь и не пошли на урок?» Тогда я понял, что до истинных оценок пользы учебы мне ещё далеко. Объяснения Фёдора Лукича на уроках были безупречны, но главное заключалось в том, что он очень много задавал на дом и строго контролировал выполнение домашних заданий. Получивший двойку ученик попадал в зону особого внимания Ф. Л. Нечаева. Так, наш соученик Лёня Соболев, после двойки ежедневно (!) вызывался к доске на протяжении всей четверти. В домашних заданиях часто были представлены не стандартные задачи и примеры, а фантастические многоэтажные дроби с логарифмами, тригонометрическими функциями, неизвестными величинами. В этих примерах одна неточность или мимолётная рассеянность влекли за собой пересчёт целой длинной цепочки вычислений, занимавших многие часы. Только годы спустя мы оценили смысл этих «суперзадач», которые воспитали в учениках привычку к постоянному самоконтролю мыслительных операций, высокую концентрацию внимания, не говоря уже об уверенном манипулировании количественными данными. Эти приобретённые в школе привычки и навыки не раз выручали нас во взрослой жизни, но об этом чуть позже. Требовательность Фёдора Лукича была величиной постоянной. О судьбе несчастных двоечников мы уже упоминали. «Пятёрки» же в наших десятых классах он ставил только двум ученикам: лауреату всех городских математических олимпиад, Грише Гинзбургу, и Толе Колосову, природно-одарённому математическим мышлением пареньку из Ярославской деревни. Остальным прилично успевающим ученикам Фёдор Лукич выводил за четверть не более хорошей отметки. Жизнь очень скоро показала нам, чего стоят «четвёрки» педагога Ф. Л. Нечаева...»
Информационную страничку подготовил М.Т. Валиев