Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





5.10.2024
На сайте размещена исправленная и значительно дополненная биографическая страничка гидротехника Ольги Владимировны Гамалей, учившейся в нашей школе в 1924-1929 гг.
23.9.2024
23 сентября в Музее истории школы К.Мая состоялась встреча с Александром Новиковым и Андреем Бызовым, внучатыми племянниками Павла Деппа - выпускника гимназии К.Мая 1916 г.
9.9.2024
На сайте размещена биографическая страничка Валентины Ивановны Зайончковской, учившейся в нашей школе в 1918-1920 гг.
8.9.2024
Дорогие друзья и коллеги! Вышла в свет статья о золотом медалисте выпуска 1916 года Василии Васильевиче Котельникове (1897-1927)




Озоль Ростислав Васильевич


1899 – 1974
выпускник гимназии 1918 г. 

легендарный преподаватель физкультуры
в 1923 – 1940-е гг.

Ростислав Васильевич Озоль, воспитанник «майской» гимназии, оставил незабываемый след в истории школы. Ниже приведены отрывки из многочисленных благодарных воспоминаний об этом незаурядном человеке. Сразу после возвращения в родную школу Ростислав Васильевич организовал спортивный кружок «Спартак». Вскоре, благодаря особому педагогическому таланту и большому личному обаянию педагога, членами кружка стали едва ли не все учащиеся школы, уроки физкультуры приобрели невероятную привлекательность, а спортивные праздники заняли одно из первых мест в жизни школы. Занятия в кружке отличались разнообразием и выходили за узко спортивные рамки. Здесь работали секции баскетбола, легкой атлетики, общефизической подготовки, стрельбы, хоккея с мячом, лыжная и конькобежная. Спартаковцы имели свою эмблему, которая всегда украшала спортивную форму команд школы, когда они выступали на районных и городских соревнованиях учащихся. И, надо прямо сказать, нередко добивались весьма приличных результатов, особенно в зимних видах спорта. Так, например, в сезоне 1927–1928 гг. сборная команда школы по конькам заняла первое место на первенстве города, лыжники на соревнованиях этого же ранга были третьими, хоккеисты — вторыми. На следующий год конькобежцы подтвердили свой высокий класс и вновь были лучшими в городе, их примеру последовали и лыжники, опять опередившие всех соперников, а также легкоатлеты, завоевавшие второе место. Подводились тогда итоги и по общефизической подготовке, и здесь питомцы Р. В. Озоля неизменно занимали призовые места в масштабе Ленинграда. Помимо чисто практических занятий, Ростислав Васильевич также читал увлекательные лекции по истории физической культуры, начиная с античных времён. Он же был и организатором фольклорных танцевальных праздников, во время которых дети, после многих репетиций, конечно, одетые в национальные костюмы, увлечённо и азартно исполняли гопак и индейский, венгерский и лапландский, испанский и голландский и многие другие танцы. Каждый год школа устраивала спортивный праздник, все они назывались юбилейными и посвящались трёхлетию кружка, четырёхлетию, пятилетию и т.д. Эти праздники находили отражение и в фотографиях, которые затем были оформлены в виде большого альбома, подаренного любимому учителю. Теперь бесценная память о славном кружке «Спартак» хранится в музее школы. Ниже приведены несколько отрывков из воспоминаний учеников школы.

К. К. Гаревская (Гертнер). Спортивный кружок «Спартак» 217 й школы
«… Светлой нитью в воспоминаниях о моих последних школьных годах было участие в кружке «Спартак». Этот кружок организовал и вёл преподаватель физкультуры Ростислав Васильевич Озоль — замечательный человек и педагог. Ему тогда было приблизительно 26 лет, он был невысокого роста, сухощав. Красивым его нельзя было назвать, но как он преображался, когда смеялся или даже просто улыбался! Авторитет его среди спартаковцев и остальных школьников был огромный и непререкаемый. На его занятиях была такая дисциплина, о которой многие педагоги могли только мечтать. Если кто-нибудь нарушал тишину, то для восстановления порядка Ростиславу Васильевичу стоило только строго взглянуть, сдвинув брови, или слегка свистнуть в тренерский свисток. Занятия в кружке обычно начинались с марширования, потом делались вольные упражнения, затем шла работа на снарядах и, в качестве концовки, проводилась какая-нибудь игра или эстафета. Скучно никогда не было, и занятия пролетали, как миг. Некоторые бывшие спартаковцы приходили на эти праздники с жёнами или мужьями. В том числе и я приходила со своим Колей. Один раз Ростислав Васильевич организовал специальное выступление девочек — старых спартаковцев. Мы окончили школу в 1928 г. На смену нам пришли другие спартаковцы, и все они получали такую же радость и удовольствие от занятий со всеми любимым, замечательным педагогом — Ростиславом Васильевичем Озолем. Он умер в 75 лет. Я, к сожалению, была на даче и не присутствовала на его похоронах, но пришли многие старые спартаковцы. Последний раз я видела его в школе на одном из вечеров встреч бывших учеников. Он стоял на площадке лестницы, уже старенький. Когда я к нему подошла, он расцеловал меня… Было бы побольше таких талантливых, преданных своему делу педагогов, как Ростислав Васильевич, который сумел создать замечательный спортивный кружок и сплотить в нём очень большое число энтузиастов!»
А. М. Семёнова-Тяншанская. Шестьдесят лет спустя
«… Кумиром школы у всех поколений учащихся был Ростислав Васильевич Озоль («Ростя»). Он начинал преподавать гимнастику с «Г» класса и вёл занятия во всех классах до конца второй ступени. А кроме того, он руководил школьным кружком «Спартак». Этот спортивный кружок 217 й школы славился на весь город. Членами его были очень многие ребята из всех классов, в которых проводил занятия Ростислав Васильевич. Из нашего класса, в числе других, в «Спартаке» занимались Егор Петрашень и Наташа Гамалей. Я почти всегда была освобождена от гимнастики, так как примерно с восьми и до 17 ти лет все время температурила, кашляла и вообще «кисла». А так как дома был постоянный страх перед туберкулезом, то я много лежала, пропускала школу, постоянно мне ставили компрессы на оба лёгких. При таких условиях о дополнительных занятиях физкультурой в «Спартаке» не могло быть и речи. Только позднее я помогала в оформлении праздников «Спартака»: рисовала плакаты, значки. Это я делала даже уже после окончания школы, когда праздновалось десятилетие «Спартака». А Наташа и, позже, Катя Гамалей были его главными членами. Несмотря на то, что у Наташи и тогда, в школе, находили порок сердца. Выступления «Спартака» были самыми замечательными событиями в школе. Они начинались с общего парада. Первыми шли самые высокие старшие ученики — юноши в белых брюках, девушки в белых юбках, и все в белых футболках с короткими рукавами. Среди девушек выделялись лидеры школы: Наташа Ивашева (племянница Веры Петровны Фан-дер-Флит и правнучка декабриста В. П. Ивашева), Женя Данилова (председатель ШУСа), Ирина Умнова. Замыкала всю шеренгу спартаковцев самая маленькая по росту Катюшка Гамалей. Замечательным номером «Спартака» на одном из вечеров был «Бой гладиаторов». Юноши и мальчики в одних набедренных повязках, со щитами и короткими мечами в руках, изображали борьбу гладиаторов. В конце боя некоторых побеждённых уносили на щитах, поднятых высоко над головами, под звуки траурного марша. Они считались убитыми, и некоторые, чтобы наглядно показать, что они были ранены в бою, даже давили на себе клюкву. Когда таким образом выносили на щите Егора Петрашеня, он («убитый») вдруг поднял голову и показал язык, так как думал, что его уже вынесли из зала. За это ему потом очень попало от Рости…»
Т. В. Кириллова (Никифоровская). «Сказки» о школе
«… Кумиром школы был Ростислав Васильевич. Для девочек он был идеальным героем, для мальчиков — символом настоящего мужчины. Свою славу он как будто и не зарабатывал, она витала в воздухе школы, созданная учениками предыдущих выпусков. И предмет как будто не главный — физкультура, а ведь многим из нас хотелось приобщиться к занятиям кружка «Спартак», хотелось побороть свою угловатость, неловкость. И завидовали-то в школе больше не отличникам учёбы, а лучшим гимнастам. Их всех знали по выступлениям «Спартака» — и тех, кто был на верху «пирамиды», и тех, кто держал на себе это сложное построение. (На праздниках спартаковцы участвовали в построении «пирамид», когда на плечах более сильных спортсменов во втором и даже в третьем ярусах более лёгкие и ловкие выполняли те или иные упражнения.) Я (увы!) не была в числе «счастливчиков», не было у меня способностей к гимнастике. Они были у моей ближайшей подруги Наташи Гамалей и у её младшей сестры Кати. Через них я была в курсе всех интересов «Спартака» и иногда допускалась к массовым танцам перед выступлениями. С ними вместе я бывала на физкультурных праздниках и в других школах (213 й школе Василеостровского района, в 5 й школе около Смольного). С ними вместе мы обсуждали и такие вопросы — любит ли Ростя (так звали девочки Ростислава Васильевича между собой) Эрику (преподавательницу немецкого языка Эрику Николаевну Габлер) или только она любит его, в чём мы не сомневались… Но это — к слову. Памятны мне поездки нашего класса за город, которые проводил Ростислав Васильевич. Помню две из них весной 1928 г. в Павловский парк. Помню дорожки, где мы все бегали «стометровку», а Ростислав Васильевич нас встречал с секундомером, игры в лапту, игры в мяч. И, главное, беседы и в поезде, и в парке: о здоровье, о личной гигиене, об обнажённом теле и его красоте, об олимпийских играх, о спорте…»
К. Я. Журкович. Мы тоже из школы на Васильевском
«… В обойме выдающихся педагогов школы по праву находился и учитель физкультуры — незабвенный Ростислав Васильевич Озоль. Подобных ему учителей физкультуры я в своей жизни не встречал. Внешняя неизменная подтянутость и элегантность, чёткость мышления и действий, идеальная организованность на и вне уроков снискали ему особое уважение и авторитет, как среди учеников, так и педагогов. Этот авторитет усиливался тем, что Р. В. Озоль преподавал методическую дисциплину в Институте физкультуры им. П. Ф. Лесгафта.»

При подготовке информационной странички были использованы материалы книг:
Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. I., СПб, 2005.
Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. II., СПб, 2009.


Информационную страничку подготовил М.Т. Валиев

Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы
























2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей